В гостях у первого караула
Корреспондент «ЯЗ» провел один день в пожарной части № 109
– Докладывайте!
– За прошедшие сутки поступил вызов по адресу Советская, 25, квартира номер N. По прибытии никаких признаков возгорания не обнаружено, жильцы также не в курсе. Ложный вызов, Рамиль Шарифьяныч.
– Ясно. Теперь вы. Аппараты проверили? Давление нормальное?
– Да, нормально.
– Вопросы, замечания?
– Нет…
Вот примерно в таком духе начинается каждое утро в пожарной части № 109 г. Янаула и Янаульского района. Нередко сопровождаются такие утренние «летучки» вопросами, касающимися охраны труда, технической, регламентирующей и иной сторон ремесла пожарных.
Шарифьяныч
Это, как многие уже, конечно же, догадались, начальник ПЧ-109 Рамиль Шарифьянович Мухаметханов. В структуре пожарной охраны он с декабря 1982 года. Несмотря на пенсионный по меркам «гражданских» возраст, главный пожарный Янаула даст фору многим молодым. Чему свидетельством служат постоянные призовые места на различных районных соревнованиях по лыжным гонкам.
Трудностей – в том числе финансовых – у отечественных пожарных немало, но на то это и служба, чтобы иной раз вопреки обстоятельствам, стиснув зубы, идти вперед, иной раз – смолчать, хотя так порою хочется ответить! И в таких вопросах помогают чувство юмора и самоирония. Чего и у начальника ПЧ-109, и у его подчиненных точно не отнимешь. Вместе с тем, когда надо, Р. Мухаметханов и «стружку снять» может. Метод чередования кнута и пряника еще никто не отменял. Нельзя не сказать и о «правой руке» начальника, его товарище и заместителе Владимире Клочкове, который тоже долгие годы отдал пожарной службе. По выражению Р. Мухаметханова, у него «боевой зам».
Караул номер один
К моменту нашего визита (а это было неделю назад) в ПЧ-109 на службу заступил первый караул. Это начкар Андрей Бурлаков, командир отделения Алексей Колчин, диспетчер Лиана Хабибуллина, водители Марат Саляхов, Айрат Рахмангулов, Ильфат Гарейшин и пожарный Раушан Галяув.
Если использовать спортивную терминологию (а она в данном случае вполне уместна), в деле тушения пожаров крайне важна «сыгранность». В противном случае все может закончиться плохо.
По словам Р. Мухаметханова, в ПЧ стремятся создать по возможности семейную обстановку. К примеру, никто здесь не сидит, что называется, по углам. А такого, как в известном анекдоте про сослуживцев, когда один говорит: «Вчера был в гостях, ел сельдь под шубой», – а другой отвечает: «Да ты и в армии хлеб под одеялом жрал», тут и помыслить невозможно. У всех караулов практикуется дежурство по кухне, продукты приобретают вскладчину. В этот день на обед был горячий – только с плиты – наваристый суп «производства» Алексея Колчина. Сама обеденная трапеза проводится в полдень, есть еще полдник, а вот на ужин обычно готовят второе. После трапезы в ПЧ-109, стоит заметить, мнение о том, что мужчины как повара могут дать фору женщинам, имеет под собой довольно надежную почву.
Есть у каждого караула и свои традиции. Люди, готовые рисковать своей жизнью, поневоле становятся суеверными (как пелось в песне, «не бывает атеистов в окопах под огнем»). Есть свое суеверие и у первого караула. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ТРОГАТЬ РЫНДУ! (Пожарный колокол – прим. авт.) Иначе беды не миновать, уж как пить дать!
Кадровый вопрос
Вот уже более трех месяцев в ПЧ-109 обучаются практическим навыкам юные янаульцы, студенты Нефтекамского машиностроительного колледжа. На момент нашего визита при смене караула присутствовали Булат Кашфуллин, Денис Мухамадеев, два Алмаза – Зарипов и Хайдаров. Соответственно, двое пост сдавали, а двое других – принимали. По словам пожарного Раушана Галяува, ребята неленивые, уже успели принять участие в тушении пожаров. Нашлась для них, понятное дело, работенка и в пятницу. К примеру, в первой половине дня Б. Кашфуллин и А. Зарипов, прикрепленные к первому караулу, занимались перекаткой пожарных рукавов.
Скрутить двадцатиметровый гибкий трубопровод не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Конечно, если не имеешь соответствующего навыка. Освоением оного ребята и занимались. После обеда их, как и старших товарищей, ожидали «прелести» ПХД – паркохозяйственного дня.
Работы в этом направлении, кстати, с недавних пор чуток поубавилось. Не без доли гордости Рамиль Мухаметханов рассказал, что совсем недавно удалось решить едва ли не самую главную хозяйственную проблему ПЧ-109 – замену крыши гаража. Если же говорить непосредственно о дне сегодняшнем, штат ПЧ-109 включает тридцать три сотрудника. Самые молодые – 1986-87 годов рождения. Зарплата, понятно, не заоблачная, но, по крайней мере, стабильная. Плюс (большой плюс!) коллектив хороший, как говорится.
Инфраструктура
Непосредственно сама ПЧ-109 может похвастаться «Уралом» и двумя «КамАЗами». Техника может доставить к месту пожара шесть, восемь и десять кубов воды. Техника не новая (пара машин помнит еще времена правления Горбачева), но надежная. Несколько лет назад снабдили и автолестницей. Есть кухня, столовая, бойлерная (где сушатся после тушения пожаров рукава), учебная комната. Душевая, к сожалению, временно не работает. Есть комната отдыха с настольным теннисом.
Покончив с документацией, отчетами, можно, к примеру, посмотреть телевизор, благо есть тут и «плазма». В тот день, кстати, ребята-практиканты наблюдали повтор биатлонной смешанной эстафеты, во время и после которой возник скандал между французской и российской сторонами. Одним словом, условия спартанские, но вполне пристойные. В почете у пожарных и кроссворды. Надо заметить, огнеборцы имеют довольно широкий и глубокий словарный запас (который они, в общем-то, не особо демонстрируют без надобности). На стенах части находится место не только плакатам и памяткам, но и тому, как проходят трудовые будни, истории ПЧ-109, рассказывается на стендах и о жизни клуба добровольных пожарных и спасателей Янаульского района.
Тренировка
Специально для корреспондентов первый караул во главе с Андреем Бурлаковым продемонстрировал некоторые элементы тренировки с дыхательными аппаратами в задымленном помещении. Эти аппараты и их показатели находятся на строгом контроле, все данные заносятся в специальную тетрадь поста безопасности. В нашем случае этим занимался водитель Марат Саляхов. Он же контролирует время нахождения пожарных в задымленном помещении. Ведь последним совсем не до того, чтобы засекать время, они заняты борьбой с огнем. Запаса воздуха в аппарате хватает примерно на минут сорок-шестьдесят активной работы, в процессе им по рации сообщается о том, сколько времени они провели в помещении. Помимо этого, огнеборцы снаряжены топориком, веревкой, легким ломом, фонарем. Масса всей амуниции может составить около двух десятков килограмм.
Коллеги
В просторном здании служат еще две службы: отделы надзорной деятельности в составе главного госинспектора по пожарному надзору Руслана Хамадуллина и старшего дознавателя Салавата Кашапова. У «надзорников» работы хватает – отдел-то межрайонный, приходится «покрывать» весьма внушительную территорию, выясняя причины пожаров. На момент наших к ним «несанкционированных» заходов Р. Хамадуллин и С. Кашапов занимались неизбежной работой с документацией, а также приемом граждан.
Другая служба – Единая дежурно-диспетчерская – нашим читателям наверняка известна. По словам начальника службы Лейсан Валиевой, в среднем в сутки на телефоны ЕДДС (112) и ПЧ (01) поступают десятка полтора-два вызовов. Диспетчеры ЕДДС и ПЧ-109 по понятным причинам работают в одном помещении. В нем регулярно проводятся видеоконференции. Специалисты используют для коммуникации специализированные системы оповещения и передачи информации.
Вместо эпилога
– Кого бы вы хотели выделить по службе, Рамиль Шарифьянович?
– Вот это са-а-а-а-амый для меня болезненный вопрос. Когда приходит пора профессиональных праздников и иных поощрений, приходится ломать голову – кого наградить, кого не обидеть. Стараются-то на самом деле все. И это не пустые слова. Ведь служба у нас такая – слабые не выдерживают.