ПОМНИШЬ, ПАРИЖ, ОТВАЖНЫХ БАШКИР?
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ война 1812 года. Это была справедливая национальноосвободительная война против вторгшейся в Россию наполеоновской армии. Совместные усилия русского народа и его армии, массовый героизм и стойкость солдат дали возможность одержать победу над сильным врагом. В народе жива память о войне 1812 года и ее героях. В честь этого эпохального события 28 декабря 2007 года был подписан Указ президента России «О праздновании 200летия победы России в Отечественной войне 1812 года». За это время многое сделано по всей России, в т.ч. и в Башкортостане, Янаульском районе. Проводятся различные мероприятия, СМИ, интернет выносят на суд россиян обширные материалы об этих далекихблизких (200 лет для Вселенной лишь ничтожная доля секунды) событиях. Пусть эта статья будет толикой в большое дело сохранения народной памяти о грандиозном событии ХIХ века.
ВОЙНА 1812 г. началась в ночь на 12 (24) июня 1812 г. с перехода передовых частей армии Наполеона через Неман. Было немало боев, в том числе Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 г. С 2 сентября (14 сентября) по 11 (23) октября Москва находилась в руках французов. Завершилась Отечественная война также переходом 14 (26) декабря 1812 г. через реку Неман, но уже передовых частей русской армии.
Далее был заграничный поход 1813-1814 гг. А 19 (31) марта 1814 г. русские войска вступили в Париж.
ВО всенародном движении против французских захватчиков видную роль сыграли и народы, населявшие Башкирию, башкиры, тептяри, мишари, татары, чуваши, мордва. Это явилось выражением и составной частью общего патриотического подъема, охватившего Русь в минуту грозной опасности.
В общих трудах советских историков, касающихся вышеназванной темы, этот вопрос почти не затрагивался. В них можно найти лишь отдельные, как правило, разрозненные сведения о боевых действиях башкирской и тептярской конницы в тех или иных военных операциях. Начало целенаправленного изучения темы было положено историками Башкирии. Следует, однако, отметить, что вплоть до начала 40-х гг. ХХ в. вопрос этот не являлся предметом специального исследования. Интерес к нему был пробужден грозным 1941 г. — началом Великой Отечественной войны. 18 июля 1941 г. в газете «Красная Башкирия» появилась статья нашего земляка, уроженца д. Новый Артаул, поэта, писателя Гайнана Амири «Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года». Эта статья представляет собой большую историографическую ценность, как первая попытка обобщения накопленного к тому времени конкретноисторического материала.
С легкой руки Г.Амири в 1943 г. вышла в свет небольшая брошюра тоже нашего земляка, уроженца д. Ижболдино, историка Р.М.Раимова «Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года». Здесь сделана попытка обобщить характеристику боевых традиций башкирского народа, выяснить его роль в Отечественной войне 1812 г. В брошюре указано общее количество полков, сформированных в Башкирии, приведены отдельные эпизоды непосредственного участия башкирских конников в боевых операциях, затронут вопрос об отражении событий 1812 г. в народных песнях и легендах башкир. Здесь же отмечено и участие башкирских полков в крупных операциях 1813-1814 гг. (Данциг, Лейпциг, Веймар, Гайнау, Шатобриан, Париж). Недостаточная изученность вопроса о роли народного ополчения и нерегулярных национальных казачьих полков в войне 1812 г. не позволила Р.М.Раимову органически вписать действия башкирских соединений в общую картину развернувшейся всенародной войны. Отсюда, может быть, проистекает и несколько преувеличенное представление автора о той действительно немаловажной роли, которую сыграли в борьбе с наполеоновской агрессией башкирские воины (по определению Р.М.Раимова — «громадную»). Р.М.Раимов неправильно определил и характер национальных полков башкир. Он полагал, что это были формирования типа народного ополчения. В брошюре имеются и другие частные недостатки. Но это не умаляет ценность труда нашего земляка.
КАК было уже сказано выше, героический подъем 1812 г. охватил всю Россию. Помощь армии оказывала вся многонациональная страна. В завоевание великой победы свой вклад внесли и народы Башкирии.
В 1812 году в Оренбургской губернии было создано 28 башкирских, 2 мишарских, 2 тептярских, 5 оренбургских, 5 уральских казачьих полков. В каждом из полков было по 500 рядовых, 30 человек командного состава командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 10 пятидесятников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстер, 1 мулла, 12 писаря.
Наша территория в те времена входила в состав Бирского уезда Оренбургской губернии. Она, в свою очередь, по военноадминистративной системе делилась на кантоны, границы которых не совпадали с границами уездов и волостей. Кантоны не имели наименований, различались только порядковым номером. В 1798-1803 гг. было 11, затем 12, в 18471855 гг. — 13, в 1855-1863 гг. — 25, в 1863-1865 гг. — 10 укрупненных башкирских кантонов. Кантоны, в свою очередь, делились на юрты, отделения и команды, состоявшие из групп деревень, формируя нерегулярные силы отдельного Оренбургского корпуса. Кантоны, к тому же, создавались по национальному или социальному признаку, например, на территории Бирского уезда был еще и 5й мишарский кантон (всего их было 5).
С началом Отечественной войны 1812 г. каждый кантон в зависимости от численности служащих выставлял от одного до трех полков, которые по мере формирования отправлялись на запад. Вместе с башкирскими полками в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах в 1813-1814 гг. активное участие принимали и два тептярских полка, было и мишарское военное соединение. Вполне может быть, что в них служили и наши древние земляки, ибо на территории нынешнего Янаульского района жили несколько десятков тысяч тептярей, несколько сотен мишарей.
10-й башкирский кантон преимущественно вобрал в себя территорию Бирского кантона. С началом войны 1812 года здесь был сформирован 10й Башкирский полк, который под командованием капитана Масцепанова отправился в поход из сборного пункта Измайлово 10 октября через Казань и Нижний Новгород, проследовал в город Годяч Полтавской губернии. С ноября 1812 года пятнадцать башкирских полков в составе Поволжского ополчения прикрывали от неприятеля Украину. Они входили в состав ополчения III округа генерала Толстого.
КРОМЕ 10-го Башкирского полка кантон дал часть войска для формирования 5-го Башкирского полка вместе с 11-м (Мензелинский уезд) и 12-м (Белебеевский, Бугульминский уезды) кантонами. Формирование полка началось в июле 1812 г. и завершилось в августе. Выехав из Оренбурга, полк 29 августа прибыл в г. Нижний Новгород.
5-й Башкирский полк был передан в число воинских подразделений генераллейтенанта П.Х.Витгенштейна (1768-1842), которые нуждались в пополнении после боев. 3 сентября 1812 г. Главнокомандующий армиями М.И.Кутузов сообщил об отправке к нему подкреплений, которые должны были доехать до амфитеатра военных действий до 30 сентября. 5-й Башкирский полк выехал (первым из трех башкирских полков) из Нижнего Новгорода 9 сентября в сторону г. Полоцка в местечко Соколищи (рапорт бригадного начальника башкирских полков подполковника Тихановского М.И.Кутузову о следовании трех башкирских полков в корпус П.Х.Витгенштейна от 23 сентября 1812 г., г. Вязники). 27 (8 ноября) октября 1812 г. войска корпуса графа П.Х.Витгенштейна штурмом взяли г. Полоцк. Бои за город носили ожесточенный характер. Французы потеряли 7 тыс. человек, в т.ч. 2 тыс. человек пленными, русские войска — 8 тысяч человек убитыми и ранеными.
После взятия Полоцка Наполеон решил оставить Москву. Во время отступления французов из Москвы 5-й Башкирский полк принимал участие в боевых операциях корпуса, прикрывшего дорогу на Петербург и препятствовавшего отходу армии французского маршала Макдональда.
13 (25) ноября остатки наполеоновской армии подошли к реке Березине и на следующий день начали переправу. Русские войска атаковали французов. В числе конников генерала Новака, которые входили в корпус П.Х.Витгенштейна, был и 5-й Башкирский полк. Последние части французов через Березину переправились 16 (28) ноября.
ИТОГ Отечественной войны, по утверждению М.И.Кутузова, был таков: Наполеон вошел в Россию с 480 000 солдатами, а вывел обратно около 20 000, оставив в России не менее 150 000 пленных.
5-й Башкирский полк участвовал и в заграничном походе 1813-1814 гг. Почти ровно через год после Полоцких событий — 17 (29) октября 1813 г. 5-й полк, уже в составе армии генерала Бенигсена, участвовал в сражении под Лейпцигом, известном под названием «битвы народов». В нем с обеих сторон участвовало около 500 тыс. человек. Наполеоновский генерал де Марбо в своих мемуарах писал об огромном впечатлении, произведенном башкирскими воинами, которых за мастерское владение луками французы назвали «амурами». За проявленную отвагу и мужество многие башкирские воины были награждены орденами.
В начале октября 1813 г. Поволжским ополченским полком был осажден г. Дрезден. После разгрома наполеоновских войск под Лейпцигом с другими тремя полками подошел сюда и 5-й полк. 31 октября после упорных боев гарнизон Дрездена капитулировал. В плен сдались 2 маршала, 32 генерала, 1759 офицеров и 33744 солдата.
БАШКИРСКАЯ и казачья конницы вместе с армейской кавалерией помогали русским войскам в изгнании французов из Гамбурга, Эйфурта, Берлина, Веймара, ФранкфуртанаМайне. Участвуя в наступлении армии, башкирские, тептярские, мишарские, казачьи полки победоносно вступили в Париж. В их числе были и воины 5-го полка. Воины этих полков получили серебряные медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и другие знаки отличия. А все участники Отечественной войны награждены серебряной медалью «В память войны 1812-1814 гг.». В 1836-1839 гг. проводился учет участников Отечественной войны 1812 г. В списке мы находим походного старшину Абдулмазита Абдулменева сына (Габдулмановича) Усаева из д.Карманово Уранской волости. Хотя других фамилий нет, нетрудно предположить, что старшина выехал в поход со своей командой. Тут надо принимать во внимание тот факт, что в список вошли лишь те, кто был еще жив к тому времени.
В Отечественной войне 1812 года ярко проявилось братское содружество народов нашей страны, выступивших на защиту своей Родины. Помимо воевавших полков, 12 тысяч башкир несли линейносторожевую службу на восточных границах России. Всего в 1811-1813 гг. башкирские кантоны мобилизовали и выставили для защиты страны от наполеоновских войск и для охраны юговосточной границы около 27 тысяч воинов. Были еще другие национальные военные формирования. Всего же в помощь русской армии Оренбургская губерния отправила 45 конных полков.
Кроме формирования полков, население края оказало значительную материальную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков территорий России своими добровольными пожертвованиями. Проявляя чувство ответственности за судьбу страны, население края собирало деньги на нужды войны. Башкиры, мишари, тептяри только до 15 августа 1812 г. в пользу армии пожертвовали 500 тыс. рублей. Башкирский народ собрал и подарил действующей армии 4139 лучших строевых лошадей. Воины 5-го и 10-го полков в 1813 г. дошли в сопровождении этих лошадей до г. Вильно.
БАШКИРЫ всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 г., где, по их словам, «доказали преданность и усердие Отечеству». В боях за свободу Родины крепла дружба башкирского народа с великим русским народом.
Отечественная война 1812-1814 гг. выявила многих талантливых башкирских полководцев. Например, о Кахымтуре созданы и сохранились до наших дней песни, легенды и предания. Герой песни «Кахымтуря» — молодой башкирский полковник, служивший до войны начальником кантона. А в годы Отечественной войны Кахымтуря становится предводителем башкирского войска. Сюжет песни связан с его смертью (причина — отравление) во Владимирской губернии по пути домой. После его смерти «пятьсот человек стояли безмолвно, от скорби не в силах рыть могилу», а «русский майор руководил игрой», т.е. оркестром.
О том, кто же на самом деле Кахымтуря, исторических документов нет. Среди фамилий командиров полков имя «Кахым» не встречается. Кстати, каждый башкирский полк имел двух командиров: первый из русских (шеф полка), второй из башкир, подчиненный первому. В одном из вариантов предания говорится, что он родом из д. Мурзашево, фамилия его Туйсин, а отца звали Тувай, следовательно, и фамилия его должна быть «Туваев». Кахымтуря отравили в 1812 г., когда он ехал на войну. Там же приводится сноска: «В материалах VI ревизии за 1811 г. 73-летний Мурзаш Туйсин жил в основанной им деревне Мурзашево — выселке из д. Аючево. Его сыну Касиму (Кахыму) Мурзашеву было 33 года. Следующая ревизия 1816 г. показала его погибшим в 1813 г. в звании сотника (поручика)». В связи с этим вспоминается один интересный разговор, в котором я услышал предположение, что Кахымтуря выходец их северозападных башкир, а именно из урмангарейцев (дд. Месягут, КызылЯр, Нижний и Верхний Чат, Старый Алдар и т.д.). Может быть, ктото знает или слышал об этом предании? Поделитесь.
Использованная литература: Асфатуллин С.Г. Северные амуры в Отечественной войне 1812 года. Уфа: полиграфкомбинат, 2000;
«Любезные вы мои...». Составитель Асфандияров А.З. Уфа, «Китап», 1992 и другие источники.