Памяти предков посвящается
В одной глубинной деревне нашего района жила-была семья. Отец, мать и четыре дочери-красавицы. Обычная, на первый взгляд, семья с обычными традициями, устоями и обычаями. Но однажды в дом постучалась беда: скоропостижно скончалась хозяйка очага. И остались сиротами девочки мал мала меньше: младшей было всего семь лет. Казалось бы, согнутся от горя малые детки и их отец, но нет, не согнулись, выжили вопреки всему. Мало того, очень сильным оказался этот мужчина, вырастил, воспитал, дал всем четверым высшее образование, как того хотела мать. Девушки выросли настоящими красавицами, а получив образование, разлетелись по белу свету: одна живет в Мурманске, другая – в Италии, третья – в Саратове, а одна из сестер осталась в родных краях – живет со своей семьей в Ирдугане. Один раз в год летом стараются собираться вместе, и от этого становятся еще крепче родственные узы, роднее – души. И говорят тогда сестры обо всем на свете, но более всего – об отце и матери, их мечтах и планах, а еще с благодарностью вспоминают мачеху, которая помогла отцу их вырастить, поставить на ноги. Жалеют о том, что не было у них брата, который смог бы сохранить фамилию и род их по мужской линии. В одну из таких встреч самая младшая из сестер, Клара, обмолвилась: «Я буду составлять нашу родословную. Чтобы дети наши знали, кто их предки, как жили, чем дышали, на жизнь зарабатывали. Чтобы знали о своей малой родине, людях, которые дали начало большой и дружной семье».
Так началась работа над книгами – сначала первой, о родословной, затем второй – об истории деревень Сусадыбаш – Старого и Нового. Клара Шакиевна Апсаликова, или Клара Шакий, по ее творческому псевдониму, проделала поистине титаническую работу, собирая материалы, комплектуя данные, сводя таблицы и родословные схемы. То, что стало результатом, для всех явилось большим подарком в прямом значении этого слова. В материале мы будем опираться на данные и выдержки из книг автора, и надеемся, что они будут интересны для всех, кто интересуется историей края.
Сусадыбаш – начало начал
Как установила автор, деревня возникла на основании грамоты 1688 года на Уранской вотчине башкир. Название селения означало начало, верховье речки. Родоначальники Комас, Яныкий, Яшмет, Матай, Макай, Отыган первыми поселились в этих местах и дали начало нескольким патронимиям (родам, тукымам, насылам).
Интересно, что вплоть до середины XIX века в марийских деревнях не было улиц. Деревня тогда представляла собой беспорядочно расположенные несколько групп усадеб, между которыми извивались тропы и дороги. Каждая группа – это была отдельная семья в несколько поколений по отцовской линии. Как установила автор, такое кучевое расположение усадеб отражало древний принцип расселения мари родственными группами.
«Ревизская сказка 1722-1723 годов выявила в Сусадыбаше 11 дворов, в них мужского пола – 22 души. Каждая патронимия (род) имела свою отдельную рощу (тукым ото или насыл ото), в которой совершались моления и приносились жертвы языческим богам. Каждый род имел свое дерево, около которого приносилась жертва. Так возникали параллельные названия родов, например, род Комаса по-другому назывался «кугу рудо вондо пород» или «род бузины», а род Макая, к примеру, - «куэ пород», или «род березы», – это выдержка из книги, которая написана доступным языком.
Опираясь на архивные данные, Клара Шакий утверждает, что в различных документах жители Сусадыбаша отмечены как «ясашные черемиса» (1, 2 ревизии), «черемиса» (3 ревизия), «тептяри» (5-9 ревизии), «башкиры» (10 ревизия), «государственный из черемис крестьянин» (метрическая книга 1868 года), «бывший припущенник, мари» (с/х перепись населения 1917 года), «мари» (перепись 1926 года).
Кларе Шакиевне удалось связаться с Российским государственным архивом древних актов, Центральным государственным историческим архивом Республики Башкортостан, Оренбургской казенной палатой и получить информацию, подтверждающую, что первоначально мари-тептяри занимали особое положение в финансово-податной системе Российского государства. Они не были переведены на подушное обложение в тот момент, когда оно вводилось по всей стране. Вплоть до конца XVIII века были освобождены от рекрутской повинности, не вносили оброчную подать за землю, которую обязаны были выплачивать ясачные государственные крестьяне. Поэтому она смело говорит о том, что мари-тептяре находились в более предпочтительном положении, чем государственные крестьяне, однако, вскоре тептярское население было включено в разряд военно-служилого сословия. Снова цитируем автора: «Усиление налогового гнета привело к тептярско-бобыльскому восстанию 1747 года и Крестьянской войне 1773-1775 годов, охватившей всю массу марийского крестьянства Прикамья и Приуралья. Население Сусадыбаша было причислено к активным участникам антиправительственного выступления под предводительством Е.И. Пугачева, - 37 сусадыбашцев участвовали в Крестьянской войне».
«Новый» и «Старый»
Как же возник Новый Сусадыбаш? Клара Шакиевна нашла документы, подтверждающие, что в июне 1858 года была основана дочерняя деревня, после чего в названии прибавилось слово «Старый». История сохранила имена первопереселенцев в починки (так раньше называли вновь возникшее сельское поселение). Имена интересные, типично марийские. Это Макай Васютин, Изерге Изрушев, Акмурза Исаев, Ардашир Изиланов, Шамтий Кусекеев, Шамкей Зайняшев, Абдулвахит Абдюшев, Аккубак Касбердин, Петр Петряев, Маскарай Шуматов, Иргибай Идылбаев. Оказалось, что при основании деревни Новый Сусадыбаш появился целый ряд дочерних родов. Выходцы из рода Яшкильды – Акмырза, Япар и Манга. Выходец из рода Яныкий – Казберда, из рода Яшмет – Чорка, из рода Маскарая – Маска.
XX век для сусадыбашцев, пишет автор, стал эпохой жесточайших испытаний: Первая мировая война,затем - Гражданская, и, как следствие, разруха, эпидемии тифа, оспы, холеры и страшный голод. Из-за плохого урожая 1920 года голод начал ощущаться с начала следующего года. Крестьяне питались, чем придется, использовали в еду желуди, травы, в частности, лебеду. Отсюда появился термин «Коншудо ий» (в переводе «Год лебеды»).
Есть немало данных и по коллективизации. Если в Новом Сусадыбаше был организован колхоз «1 Мая», то в Старом Сусадыбаше – колхоз имени Калинина, в Ирдугане – «Башко», «У корно» - в Сусады-Эбалаке. Автор приводит имена тех, кто был раскулачен и выслан из родных деревень, а впоследствии реабилитирован.
Участвовали сусадыбашцы и в Великой Отечественной войне. В Старый Сусадыбаш не вернулись 50 человек, в Новый Сусадыбаш – 34 человека.
Невелика деревенька, но историей и возрастом почтенна
Эти слова взяты из самой первой главы книги. Кроме истории двух небольших деревень, а по сути, одной, большое место занимают генеалогические древа – самых основных, давших начало родам Маски, Комаса, Яныкия, Яшкилды, Яшмета, Яныбая, Макая. Так что каждый живущий или живший здесь может найти своих предков, дойти до сути. Приведены итоги ревизских сказок, начиная с 1723 года. Кроме того, размещена огромная галерея фотографий – самых первых, самых ценных исторически, причем герои – рядовые сельчане, оставившие свой след в судьбе Сусадыбаша. Есть и список тружеников, награжденных медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», список погибших и пропавших без вести солдат и офицеров деревни, архивная выписка о награждениях с интернет-сайта «Подвиг народа», фотогалерея участников Великой Отечественной войны, приведены воспоминания родственников.
Семейная летопись
Вообще, стоит сказать и том, что идея написать об истории Сусадыбаша у Клары Шакий возникла в процессе работы над своей родословной, которую она также издала в виде книги. Это и немудрено: в книгу также включены исторические данные из госархивов, фактические материалы о городе Янауле и районе, но основное место занимает история рода.
Автор установила, что самый ее первый предок носил имя Ушмар. Следом за ним – Семен (1793-1817), Абдулмень, 1818 г.р., Апул, 1850 г.р., Илай (1897-1942). «Как таковой, единой, переходящей из поколения в поколение, наследственной фамилии род не имел. В качестве фамилии записывали отчество», - пишет Клара Шакий. От Илая родились сын Илья, дочери Наталья, Валентина, Елена (мать автора). Далее следует повествование о самом Илае, той атмосфере, в которой жила его семья, о его детях, семьях, которые они создали. И все это – с большой любовью, уважением к памяти предков, многочисленными, интересными и качественными иллюстрациями.
«История деревни наполнена важнейшими и разнообразнейшими историческими событиями, и трепет охватывает при мысли, что наши предки были непосредственными участниками всех этих событий – создателями истории. Сквозь времена протянулась непрерывная и прочная нить, связующая нас, живущих сегодня, с теми, кто жил сотни лет назад. Они, наши предки, сражались за Отечество, отстаивали его рубежи, занимались государственным строительством, пахали землю, воспитывали детей, дали жизнь нам, живущим ныне», – такие слова значатся на обложке книги в качестве эпилога.
Об авторе. Клара Шакиевна Апсаликова сейчас живет в Саратове. По зову души, как отмечают ее близкие, работает социальным работником. Окончила химический факультет БГУ, соединив свою судьбу с военным, уроженцем Нового Сусадыбаша, полковником в отставке Юрием Александровичем Апсаликовым, всю жизнь прожила на чужбине. Однако всегда относилась с большой благодарностью и любовью к землякам, интересовалась краеведением. Работа над обеими книгами заняла у нее более пяти лет, но она с таким воодушевлением и энтузиазмом вела ее, что от этого у нее заражались многие, поэтому и помогали кто чем мог в сборе информации. Издали книгу Апсаликовы качественной во всех смыслах этого слова, полностью на свои собственные средства. Помогал и сын Михаил, который дышал все это время в унисон с родителями и проникся чувством неподдельной любви к своим истокам.